Суббота, 19 сентября

Правила планирования семейного бюджета

Правила планирования семейного бюджета

Как научиться выделять деньги на все необходимое? Простые и доступные каждому правила планирования семейного бюджета.

Деньги – важная составляющая человеческого счастья. От них напрямую зависит здоровье, качество жизни, удовольствия, развлечения и многое другое. Но, к сожалению, они часто бывают растрачены впустую.

Как распланировать свой бюджет? Как выбраться из «ямы», которая грозит долгами?

Ответ прост: составить четкий план расходов и следовать ему.

Причины, по которым необходимо планировать свой бюджет:

  1. Грамотная и правильная планировка позволяет определить долгосрочные цели и двигаться к ним. Иначе можно все время тратить деньги на мелочи, так и не накопив на, допустим, автомобиль или недвижимость.
  2. Четкое видение своих расходов позволяет понять, что не так уж и необходимо. Например, записи и таблицы о тратах покажут, что не обязательно нужно было покупать несколько пар одинаковой обуви.
  3. Чрезвычайные ситуации могут случиться у каждого, именно поэтому очень важно иметь сбережения «на черный день».

Распределение статей расходов бюджета

Существует несколько вариантов планирования бюджета. Каждый выбирает наиболее подходящий для себя и в дальнейшем может корректировать, но уже созданные основы могут стать хорошей отправной точкой в самом начале.

Правило 50 / 20 / 30 гласит о том, что 50 % всего дохода нужно тратить на самое необходимое: аренда жилья, коммунальные услуги, продукты питания, лекарства и пр.

30 % уходят на развлечения и необязательные вещи, такие как кино, кафе, парки развлечения. А оставшиеся 20 % идут на погашение долгов, кредитов и на сбережения.

Более упрощенный вариант – 80 / 20, где 20 % – это сбережения и долги, а 80 % – все остальное.

Правило «подушки безопасности» самое простое и не требует особых подсчетов. Нужно просто иметь постоянный запас денег, равный доходу за полгода. Такое сбережение позволит «остаться на плаву» в случае банкротства, лишения работы, непредвиденного переезда, болезни и т. д.

Планирование бюджета

Вести свои расходы можно любым удобным способом: просто записывая все в тетрадь, в программе Excel или в специальных приложениях, которых сейчас предлагается огромное множество.

Шаг 1

Сначала нужно обозначить все цели. Краткосрочные цели включают в себя покупку каких-то гаджетов, одежды, погашение текущих долгов. Среднесрочные – это поездки на отдых, покупка автомобиля или квартиры. Долгосрочные – это сбережения на пенсию, на помощь детям и внукам.

Шаг 2

Нужно определить все источники дохода семьи и расходы всех членов семьи.

В общий доход включаются все деньги, поступающие в семью: пенсия, заработная плата, алименты, пособия, стипендия и т. д. Постоянные и переменные доходы включают страховку, оплату коммунальных услуг, мобильной связи и интернета, обслуживание автомобиля или проезд на общественном транспорте, одежда, оплата учебы, подарки, развлечения и др.

Шаг 3

Сразу создать четкую и понятную таблицу не удастся, для этого нужно будет наблюдать за своими доходами и тратами в течение примерно 2-3 месяцев. Только по прошествии этого срока можно полностью «подогнать» план под себя.

Шаг 4

Следующий шаг подразумевает обучение экономии. Нужно научиться отделять мимолетные желания от действительно нужных вещей. Если захотелось что-то купить, нужно подождать и убедиться наверняка, так ли нужна эта вещь. На какое-то время нужно отложить в сторону кредитные карты, пользуясь только наличными деньгами.

Нерегулярность дохода

Если доход нерегулярен и непостоянен, то стоит вычислить среднюю цифру за последние полгода. Можно определить тот минимум, который точно имеется каждый месяц и рассчитывать расходы, исходя из него. А непостоянное количество денег «сверху» можно оставить на сбережения. Самый сложный метод планирования такого бюджета – это ведение двух таблиц. Одна будет отражать «плохие» месяцы, вторая – «хорошие». Это достаточно сложно, но нет ничего невозможного.

Только на первый взгляд планирование и ведение бюджета кажется делом сложным, но, на самом деле, придется потратить лишь несколько часов своего времени в самом начале, а дальше отталкиваться уже от имеющейся базы. Уже через несколько месяцев ведения учета своих доходов и расходов экономия станет очень заметной.